Неонила Андриановна с детьми Женей и Зоей (1940 г.)

«Чти отца твоего и матерь твою...»

Пятая заповедь десятисловия Иисуса Христа в русском переводе звучит так: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы хорошо было тебе и чтобы продолжались дни твои на земле».
Если бы мы исполняли эту заповедь Закона Божия, тогда с наших уст никогда не срывалось бы ни единого обидного слова в адрес родителей, не говоря уже о грубости; мы всячески старались бы исполнить волю родителей, их добрые повеления; всячески покоили бы их старость безропотно, с терпением и любовью ухаживали бы за ними во время их болезни, молились бы за продление их жизни и при отходе их в вечность.
Пример подобного христианского отношения к родителям оставил нам Е. А. Котенко.

6 марта-день рождения Евгения Александровича. В этом же месяце открываются IX Котенковские чтения, одна из главных тем которых «-Уважение и любовь к родителям. Жизненные примеры из родословной Вашей семьи».
В преддверии этих событий важно понять истоки такой благодарной, глубокой любви Евгения Александровича к отцу и матери, которую он пронес через всю жизнь. Искать их надо в его далеком детстве и юности. С молоком матери, можно сказать, ему были привиты церковные традиции. Он воспитывался в вере, был крещен в церкви, лет с 4-х знал наизусть молитву «Отче наш». Он жил в дружной, многодетной, гармоничной семье, родители любили и берегли друг друга. Отец-поэт посвящал маме стихи, будучи строгим и требовательным, много времени уделял воспитанию своего первенца, всегда оставаясь для него нравственным примером. Красивые, трудолюбивые, одаренные талантами родители с негаснущим кубанским огоньком навсегда вошли в сердце мальчика.
Получив такое воспитание, Е. А. Котенко с большим уважением относился к вопросам религии. Считал, что православие воспитывает в человеке духовность, интеллигентность, благородство и чистоту души.

«Стремился к свету всей душой...»

Евгений Александрович с гордостью и болью вспоминал своего отца Александра Власовича, которого он лишился в 11 лет. Отец-великий труженик, человек, от природы наделенный разносторонними дарованиями, был рабкором краевой газеты “Молот” и ряда ейских газет, профессиональным фотографом. Увлекался поэзией, сам писал стихи. Его очерки, фельетоны в прозе и стихах на местные темы постоянно печатались под псевдонимом «Фока».
Желая получить советы по технике стихосложения, переписывался с известными писателями и поэтами-Михаилом Исаковским, Михаилом Шолоховым, Александром Фадеевым. Успехи окрыляли и он посылал свои стихи в толстые центральные журналы.
Александр Власович хорошо рисовал, обладал тонким музыкальным слухом и прекрасным баритоном, играл на гармошке, балалайке, гитаре. Интересовался историей, литературным и историческим краеведением. Одним из первых вступил в Ейское краеведческое общество.
Отец преподал Жене первые навыки стихосложения, привил страсть к чтению, учил его рисовать и вырабатывать почерк. Написанные каракули безжалостно разрывал, пока не добивался положительных результатов. От отца он впервые услышал такие понятия, как справедливость, ответственность. Умирая, отец наказывал маме дать Жене образование, так как увидел у него большие способности, тягу к знаниям, пытливый ум.
В 2004 году Е. А. Котенко издал книгу «Замечательные люди Ейска» которую посвятил светлой памяти своих родителей Александра Власовича и Неонилы Андриановны. В нее включил очерк об отце «Поэзией очарованный», где разместил лучшие стихи отца, написанные в 1923—1938 гг. Автор поведал нам, какой сложный жизненный путь преодолел его отец. Это борьба с тяжелой болезнью, голод 2-х лет (1922 и 1933), потеря шестерых детей, умерших в младенчестве, полунищее существование. В очерке Евгений Александрович написал: «Отец-поэт. Сплошные нервы, стремился к свету всей душой...Погиб с мечтою золотой». А писал Александр Власович звонкие, бравурные стихи оптимистического звучания! («Жизнь я принимаю, как источник счастья воли и добра»).
Как гордился отцом Евгений Александрович, когда наш знаменитый герой №1 А. В. Ляпидевский, в свое 60-летие, восхищался поэтической одой Александра Власовича, посвященной подвигу летчиков в 1934 году по спасению челюскинцев. В 70-е годы, когда в Ейске ликвидировали кладбище на улице Богдана Хмельницкого, где были похоронены отец, бабушка и дедушка (со стороны матери), Е. А. Котенко. Евгений Александрович счел для себя неприемлемым забросить «священные могилы, где спит отец и вся моя родня», лично перенес их прах на старое кладбище, поставил два памятника.

«Мамочка, ты у меня единственная...»

Связь между мамой Неонилой Андриановной и сыном была нерушимой и непоколебимой, как и сила любви, которая их объединяла. Они были рядом и в самые тяжелые, и радостные моменты жизни. Когда ушел отец, он стал единственным маминым помощником, в семье его за “хозяина считали”. Он ловил в порту на молу бычка и тюльку, улов возил продавать в Ростов, завел кроликов, летом работал на делянке и в колхозе в Камышеватке и т. д. Трудовая закалка, полученная в детстве, помогла ему достичь больших успехов в жизни – в работе горного инженера, ученого и литератора.
Так сложилась жизнь, что маме не хватало трудового стажа для начисления пенсии. Хотя трудилась она постоянно: ночами стирала белье семьям летчиков, работала в рынке, собирая плату за место, помогала в парикмахерской и др. Но эта деятельность не нашла отражения в трудовой книжке. Евгений Александрович ежемесячно помогал маме не только по святому долгу, но и по душевной потребности. Она бережно сохранила отрывные талоны к почтовым денежным переводам за все годы, в стопочке, перевязанной ленточкой, как и все его письма.
Когда после института его направили на работу в Германию и он стал получать хорошие деньги, решил построить маме дом. Выбрал участок на берегу лимана, чтобы мама дышала морским воздухом и любовалась морем. («Построил домик над лиманом я в абрикосовом саду...»).
Евгений Александрович тосковал по ней, когда был далеко, писал ей трогательные письма. Невозможно сдержать слез, читая эти пронзительные строки...
«...Благодарим тебя, мамочка, за твое доброе сердце, за то, что ты приехала к нам именно тогда, когда помощь твоя была нужнее всего, за то, что ты у нас единственная на всю Землю-другой такой нет» (14.02.1980 г.)
«Мамочка! Не хворай, не болей. Люблю тебя, как жизнь как солнышко. Нет у меня на свете никого дороже тебя. Ты самый дорогой и любимый человек!» (15.03.1976 г.)
«Мамочка! Тебе надо хорошо отдыхать. Ты всю жизнь на ногах, всю жизнь в работе, вся в переживаниях, взял бы тебя на ручки, прижал к своей груди и покачал, как ты меня в детстве качала. Защитил бы тебя от всех обид и горестей, а потом бы ты опять встала на землю молодыми и резвыми ножками, и снова, как в молодости, запела своим красивым голосом: «Тихий сад рассажу над Кубанью, В том саду будет петь соловей»...(15.01.1977 г.)
«Здравствуй драгоценная моя мамочка! Как же хорошо с тобой в Ейске! Как уютно и красиво, как покойно на душе, как легко и радостно. Вспоминаю, мамочка, как ты все время хлопотала с рассвета до самой ночи, какие у тебя прекрасные, трудолюбивые руки! Вспоминаю с благодарностью о всех твоих заботах о нас, вспоминаю бирюзовый лиман, трубочки тыкомы и петуньи, запах полыни, твои, мамочка, вареники, спелые-преспелые жердели прямо с веточек, поездки в Камышеватку и на косу. Как прекрасно было это лето! А я носился по заводам Ейска, рассказывал без устали всем о ейчанах и о Великом Ленине. И в самом деле все это живет в нас, все это неподвластно забвению!» (30.08.1977 г.)
Мама была для Евгения Александровича мудрым советчиком, надежным другом, лекарем душевных ран, вечным ангелом-хранителем. От нее он получал силу, любовь и нежность, поддержку во всех его делах. Считал, что всеми своими успехами обязан маме, т. к. «ты дала мне жизнь и с детства направила по дороге знаний».
Потеря мамы 7.08.1986 года была для него самым большим потрясением в жизни, от этой сердечной боли он никогда не оправился. Зрелый мужчина рыдал как маленький ребенок, которого бросила мама. При случае он всегда напоминал мне, чтобы его похоронили в Ейске, «к маме под бочок». Через 10 лет после ее ухода он написал: «...только жалко-мой дом опустел, не хлопочет заботливо мама. И туманит страницы слеза, и тоска неизбывная гложет, Будто мама ушла на базар, но вернуться вовеки не сможет».
Мама и город юности были для него едины. Он всегда стремился в Ейск, где «мама ждет и не дождется с Москвы сыночка своего». Любимому городу и ейчанам он посвятил много прекрасных стихов («И счастлив город мой воспеть я, и по-сыновьи прославлять...», «И мне не надо ничего — Лишь был бы он счастливым») и др.

Е.И. Котенко, кандидат технических наук,
член-корреспондент Академии им. К. Э. Циолковского,
Почетный гражданин Гагаринского р-на г. Москвы.