Нетерпимость к плагиату

Евгений Александрович был нетерпим к плагиату и разоблачал его, если у кого-то обнаруживал. С плагиатом пришлось столкнуться и замечательным русским историкам-искусствоведам — ейчанке Юлии Петровне Глушаковой и её мужу Ивану Николаевичу  Бочарову. Они оба стали в 1976 году первыми русскими лауреатами международной журналистской премии «Чита ди Рома» города Рима за серию публикаций о великом русском художнике Карле Брюллове. Работая в течение 15 лет в Италии, супруги  обнаружили множество неизвестных картин русских художников — Карла  Брюллова, Сильвестра Щедрина, Ореста Кипренского и других, часто ошибочно приписываемых кисти итальянских мастеров. Также русские искусствоведы открыли неизвестный портрет Михаила Лермонтова, проследили судьбу знаменитой коллекции Зинаиды Волконской, флорентийской коллекции Демидовых. Обо всём этом можно прочесть   в очерке Евгения Котенко «Ейчанка – лауреат премии города Рима». Этот очерк, по словам прочитавших его любителей искусства, читается на одном дыхании. В произведении рассказано и о тех испытаниях, которые претерпела дружба Евгения Александровича  с Юлией и Иваном.

Но неожиданно в газете «Правда» (а это был печатный орган ЦК КПСС) стали появляться статьи некоего журналиста Николая Прожогина, который приписывал себе научные открытия, сделанные вышеуказанными супругами. Более того, он начал очернять их имена. В то время у наших героев не нашлось смелых заступников. И только Евгений Александрович бросился в защиту  Юлии и ИванаНаверно, сегодня уже трудно  представить, каким нужно было обладать мужеством, чтобы коммунисту заявить главному редактору главной коммунистической газеты, что напечатанные в ней материалы — чистый плагиат. В январе 1980 года Котенко  направил главному  редактору «Правды» Афанасьеву большое письмо, в котором подробно изложил все открытия Юлии  Глушаковой и Ивана Бочарова  начиная с 60-го года. В своём послании  автор как профессиональный искусствовед  разбирал все их публикации, подтверждая  приоритет открытия Глушаковой-Бочарова, и обвинял Прожогина в плагиате25 июля 1980 года он направил повторное письмо с новыми доводами Афанасьеву, поскольку Прожогин продолжал подлые публикации, а ответа на первое письмо не было. Евгений Александрович также направил ещё одно  письмо главному  редактору журнала «Творчество»  Нехорошеву по поводу напечатания и в этом журнале  статьи Прожогина «Картины Кипренского в Италии», где вновь  Котенко  отмечал, что честь открытия и первых публикаций не известных ранее работ  Кипренского принадлежат Бочарову и Глушаковой. Евгений Александрович  встретился с Прожогиным и имел с ним  длительную беседу, в ходе которой выяснилось, что журналист был членом редколлегии «Правды». После писем Котенко и этой встречи нападки на Юлию Петровну и Ивана Николаевича прекратились. Правда восторжествовала, хотя и остался осадок от всей этой истории.

Однако досадно, что и сегодня встречаются  случаи, когда недобросовестные люди, представляя в СМИ «открытых» Евгением Александровичем ейчан, либо вообще не ссылаются на его работы, либо, что ещё хуже, перевирают факты  биографий этих людей, скачивая недостоверные сведения о них из Интернета. Как известно, в технике на новое изобретение выдаётся авторское свидетельство или патент, ограждающие от плагиаторов. В гуманитарной же области таким авторским свидетельством является обнародование в печати своего открытия или своей  находки уникальных  сведений. При этом общепринято ссылаться на первую публикацию. 

Е. И. Котенко

опубликовано в Газете «Совет Приазовья»

Вверх