О духовно-творческом наследии Е. А. Котенко

kotenko-_1

Котенко Е.А.

«Евгений Александрович Котенко – это живая энциклопедия  города Ейска», — написал известный ейчанин, член Союза журналистов России И. В. Белоконенко. Нельзя не согласиться с такой оценкой, так как создать  огромную галерею ярких, многогранных  образов выдающихся  земляков, написать  столько  прекрасных, вдохновенных поэтических произведений  мог только  подлинный летописец жизни ейчан и Ейского полуострова, человек разносторонних знаний,  каким был Евгений Александрович. Он никогда не оставался в стороне от культурной и общественной жизни города и района, был неутомимым генератором идей, предлагал интересные  проекты и начинания, подготовил новый список имён замечательных земляков-ейчан, обнаруженных им  в различных источниках в последнее время и не вошедших в его произведения.  Мечтал создать «Энциклопедический словарь  по истории Ейска» и «Ейскую городскую хронологию», разработал  концепцию и детальный план подготовки этих  фундаментальных трудов. Жители города Ейска свято чтут память Евгения Александровича: 25 мая 2013 года был торжественно открыт  памятник Е. А. Котенко на территории лицея № 4, куда  приходят ейчане и гости города, возлагают цветы, фотографируются, выражая уважение  этому  человеку и  восхищение его творчеством.

«Таранушки из Ейска» 1792 года

         Более сорока лет  жизни Евгений Александрович посвятил научным поискам истории  родного края и в особенности истории запорожского, черноморского и кубанского казачеств. Ещё в 1988 году он опубликовал в газете «Приазовские степи» очерки: «Любимый город, сколько тебе лет?», «С именем Суворова», «Городок  в урочище Чебоклей». Изучив труды дореволюционных историков Кубани (П. П. Короленко, Е. Д. Фелицына, Ф. А. Щербины и др.),  Евгений Александрович  обнаружил, что никто из них  историю города Ейска специально не исследовал. А местные краеведы,  доверяя  авторитету предшественников, зачастую повторяют их ошибки.  Даже современные краснодарские историки (В. Н.Ратушняк, В. Е. Щетнёв, А.М. Павлов и др.) до сих пор путаются в вопросе, где происходило полугодовое «ейское сидение» черноморских казаков  с ноября 1792 по май 1793 года. Поэтому часто встречаются  разночтения в названиях нашего города,  его географическом расположении и датах его основания.

Портовый город Ейск, отмечал Евгений Александрович, разместился своей центральной частью прямо на месте Ханского городка, валы которого жители города легко прослеживали ещё в начале века. Установлено, что  Ейск был спроектирован и строился в первые десятилетия своего существования в пределах именно этих крепостных валов. Только спустя много лет портовый город Ейск  перешагнул  земляные валы и расширил свои границы.  Ханский же городок имеет точную дату своего основания – 1777 год. Значит, и Ейску, «выросшему»   из Ханского городка,  сейчас не 165, а по меньшей мере 236 лет.

При изучении  лоций Азовского моря (лоция — руководство по плаванию)  Е.А. Котенко нашёл карту 1833 года капитан-лейтенанта Е. Манганари. Карта сделана за 15-16 лет до официального открытия портового города Ейска. На ней на месте Ханского городка обозначено  «Ейск», а на месте  Ейского укрепления, основанного А.В. Суворовым на правом берегу реки Ея, указано «Старый Ейск». На этой карте в Ейске показано девять кварталов, в одном из них, расположенном ближе к обрыву над Таганрогским заливом,  есть церковь, а вдоль южного побережья лимана находятся хутора. Таким образом, карта говорит, что  Ейск  существовал ещё задолго до 1848 года, когда был открыт как портовый город. Эти сведения Евгений Александрович опубликовал  в 1988 году, а в 2008 году он сделал копию этой карты в Российской государственной библиотеке (РГБ), в Москве. Разрешение на это и благожелательную помощь в копировании уникального документа он получил  от сотрудницы РГБ Ж. Ф. Устименко. При дальнейшем знакомстве оказалось, что  её дед, Гаврила Бурый, был казаком Ейского отдела. Эта карта опубликована во втором издании  книги Е. А. Котенко «Основатель Ейска Воронцов».
Обращает на себя внимание и тот факт, что в архивных  документах мы встречаем название  Ейск в рапорте атамана Захария Чепеги  Таврическому губернатору генералу Жегулину от 9 декабря 1792 года, в котором он пишет: «…Рыбы судака, таранушки из Ейска казаки на харч тягают довольно… Церковь походную разбили в бывшем ханском доме». Атаман  написал это за 41 год до капитан-лейтенанта Манганари и за 55 лет до основания портового города Ейска. С учётом этих сведений  прародителями Ейска, по мнению Е.А.Котенко, могут быть Ейский городок  (1774г., сейчас на этом месте ст. Старощербиновская), Ханский городок (1777 год), Ейское укрепление (1778 год), первый казачий город Чебаклея (1792 год). Ведь из истории некоторых российских городов известно, что датами их рождения  считались первые появления  на месте будущего города даже  небольшой  деревушки или  поселения.
Хотелось бы подчеркнуть, что для жителей далеко не безразличны возраст и статус города. Потому что возраст – это достоинство города. Ведь чем  старше город, тем больше у него традиций,  богаче культура,  в нём больше жителей, достигших высокого уровня своего развития,  значительнее  заслуги города  перед страной и  тем больше причин и поводов у горожан гордиться своим прошлым. Не случайно ведь сегодня отмечается глубокий интерес  к своим предкам многих семей,   восстанавливающих   свою  родословную. Примеры из истории свидетельствуют, что  официальный документ о  дате рождения города не всегда  служит  препятствием для пересмотра времени его  возникновения.
Вместе с тем, игнорируя  прошлое из-за боязни «удревлить» возраст города, мы значительно обедняем свою историю, не позволяя в полной мере развивать традиции воспитания подрастающего поколения в уважении к своим предкам и восхищении их  славными деяниями.  Возможно,   и  по этой причине (наряду с другими)  мы потеряли статус города, став городским поселением и лишившись ряда источников поступления  финансов в  городской бюджет. А отсутствие средств не позволяет создавать и воплощать «полнокровные»  планы  и программы перспективного развития  экономики города, улучшения экологии, создания  новых современных  курортных  и туристических круглогодичных комплексов, развития  зимних видов спорта,  без чего  Ейск  может превратиться в заштатный населённый пункт, потеряв по существу и функции центра Ейского района.

Духовно-творческое наследие Евгения Александровича Котенко велико и охватывает огромный пласт его работы по историческим изысканиям, созданию историко-биографических очерков о знаменитых ейчанах, а также его поэтическое творчество и многогранную общественную деятельность. Не  эта ли масштабность  труда вдохновила Евгения Александровича на поэтическое признание: «Нам перед  Богом не краснеть: мы жили  праведно и честно, трудами добывая снедь, — об этом Богу всё известно».

 

09.08.2013 года

Е.И. Котенко

опубликовано в Газете «Совет Приазовья»

Вверх