Завещал учителям
А воспоминания вновь ведут меня вспять, на августовские педагогические конференции городского управления образования, на которые каждый год из Москвы с новой книгой стихов или прозы приезжал Евгений Александрович Котенко. Яркие, эмоциональные, не лишённые чувства юмора его выступления неизменно вызывали у педагогов живой интерес, пробуждали чувство сопричастности к родному, близкому и в то же время неизмеримо великому, как велики дела и свершения наших выдающихся ейчан – героев его книг. Через наши конференции на суд читателей Евгений Александрович вынес многие свои произведения, ставшие бесценным вкладом в историческое и литературное краеведение, необходимым пособием по кубановедению. Среди них сборники стихов («Лира Меотиды», «Душа живая», «Нагорные мотивы», «С Солнцем в крови», «На околице века», «Строки странствий», «Откровения», «Где уран – туда пора», «Здравствуй, Ейск!») и художественно-документальные произведения о талантливых людях, чьи судьбы связаны с Ейском («Архитектор Борис Тхор», «О тех, кто лаврами увенчан», «Богатырь всея Руси», «Замечательные люди Ейска», «Витязей крылатых командарм», «Ейские тайны Казимира Малевича», «Основатель Ейска Воронцов», «Наша Нонна», «Шолохов и Бондарчук», «Памятник Сергею Бондарчуку в Ейске»). Свою огромную миссию по воспеванию отчего края, по собиранию уникальных фактов жизни прославленных земляков-ейчан Евгений Александрович выполнял, как он сам говорил, не ради личной утехи, а ради того, «чтобы молодое поколение не превратилось в Иванов, не помнящих родства, а знало свои истоки, воспитывалось в любви к родной приазовской земле и её древней истории, гордилось знаменитыми соотечественниками». А вот дело воспитания этих чувств у подрастающего поколения с использованием ярких образцов служения Отечеству земляков-ейчан он доверял (а теперь уже можно сказать – завещал) учителям, педагогам, о которых в одноимённом стихотворении с уважением писал: «Он за правду воитель, факел юных дорог, скромный школьный учитель, господин Педагог». В то же время Евгений Александрович беспокоился о том, что «вовсе редкостно уменье, особый дар: со школьных встреч своим восторженным гореньем учеников сердца зажечь».